
Разъясняет Тверской межрайонный прокурор г. Москвы
Олег Игоревич Кудрявцев
Согласно изменениям, владелец сайта (страницы сайта в сети «Интернет»), на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:
1) не допускать использование сайта (страницы сайта в сети «Интернет») в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
2) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
5) осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации, нарушающей требования законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведении азартных игр с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции;
- информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
- информации, выражающей в неприличной форме;
- информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
6) разместить в социальной сети адрес электронной почты, а также электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации;
7) ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы, а также о результатах мониторинга;
8) разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети;
9) в случае внесения изменений в правила использования социальной сети в течение трех дней со дня внесения таких изменений информировать об этом пользователей социальной сети путем направления каждому из них уведомления об этом с описанием внесенных изменений;
10) установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин;
11) уведомлять пользователя социальной сети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации в соответствии с пунктом 5 настоящей части, а также об основаниях такого ограничения.
Как будет осуществляться блокировка
При выявлении противоправного контента, согласно изменениям, социальные сети должны незамедлительно ограничить доступ к нему. Если сами оценить противоправность контента они не могут, его следует направить в Роскомнадзор. Последний примет решение о блокировке. При этом пользователи, чьи страницы были заблокированы, смогут обжаловать решение.
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 года.